Лесоустройство: виды пользования лесом и древисиной – Организация лесоуправления
Дендрология 10.06.2016 Вебмастер
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ
Завершающим разделом проекта организации и развития лесного хозяйства предприятия является проект организации лесоуправления. Хотя в порядке составления проекта организации и развития лесного хозяйства этот вопрос излагается последним, в методическом отношении ряд его составных частей решается в самом начале — на первом лесоустроительном совещании (границы устраиваемого объекта, деление лесхоза на лесничества). Основная же часть вопросов организации лесоуправления разрабатывается лесоустройством на заключительном этапе работ, после второго лесоустроительного совещания.
Некоторые из этих вопросов рассматриваются в течение всего цикла лесоустройства. Следовательно, эти вопросы все время находятся в поле зрения лесоустроителя.
Задачи лесоустройства при разработке проекта лесоуправления заключаются в следующем:
1) уточнении границ и месторасположения центров административно-хозяйственных единиц (лесхозов, леспромхозов и лесничеств), которое производят на основании всестороннего анализа и оценки существующего деления и сложившейся системы управления;
2) разделении лесничеств на обходы, мастерские и технические участки;
3) установлении штатов инженерно-технических работников, состава и численности лесной охраны, необходимых для осуществления надлежащего лесоуправления и выполнения намечаемых лесоустройством видов и объемов лесохозяйственных мероприятий;
4) обеспечении предприятия постоянными квалифицированными кадрами рабочих, необходимых для выполнения плана хозяйства;
5) определении затрат на содержание административно-управленческого персонала.
Решение указанных вопросов должно основываться на существующей системе управления, действующих штатных расписаниях и нормативах в лесном хозяйстве. При необходимости в эти общие положения должны вноситься коррективы применительно к местным условиям устраиваемого объекта с таким расчетом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для ведения лесного хозяйства в соответствии с установленными направлением развития его, видами и объемами лесо-хозяйствен»ых мероприятий/на ревизионный период.
Лесохозяйственное предприятие осуществляет комплекс работ по ведению лесного/хозяйства и является первичным органом государственного/управления лесным хозяйством. В устраиваемых объектах лесоустройство, как правило, имеет дело с ранее установленным делением на административно-хозяйственные единицы?—Лесохозяйственные предприятия делятся на лесничества, а последние — на технические и лесные мастерские участки (обходы). В состав предприятий могут входить цеха по переработке древесины, ремонтные, лесозаготовительные (лесопункты), сельскохозяйственные и другие специализированные подразделения. Задача лесоустройства заключается в том/ чтобы на основе анализа оценить существующее деление исходя из степени соответствия его поставленным задачам по развитиюлесного хозяйства на ревизионный период и опыта прошлой хозяйственной деятельности.
Изменения в разделении лесхоза на лесничества, уточнения границ лесничеств могут быть вызваны возросшим уровнем интенсивности лесного хозяйства, которым обусловливается большая дробность деления, а также вытекать из намечаемых видов, объемов и территориального размещения различных работ на предстоящий ревизионный период.
В тех случаях, когда лесоустройством намечается значительное расширение видов и объемов лесохозяйственных работ и лесоэксплуатационной деятельности, возникает необходимость разукрупнения лесничеств, изменения их численности и территориального размещения. В лесхозе, как правило, не должно быть более 6—7 лесничеств. В лесах I и II групп, в районах, где отсутствуют специализированные лесозаготовительные предприятия, при соответствующих запасах эксплуатационного фонда при лесхозе может быть организован лесопункт с объемом лесозаготовок не менее 30 тыс. м3в год.
При лесхозе могут быть созданы на правах отдельных цехов: объединенный нижний склад, транспортно-ремонтный, цех переработки древесины и другие специализированные цехи. В зоне интенсивного лесного хозяйства, где в общем объеме производства промышленная деятельность имеет большой удельный вес, могут создаваться производственные лесохозяй-ственные объединения на базе наиболее ‘Крупного головного , предприятия (лесхоза). В объединение на правах филиалов ‘ включаются 3—5 лесхозов в радиусе до 100 км. Лесхозы, входящие в состав объединений, должны выполнять главным образом лесохозяйственные функции.
В объединении на правах отдельных структурных подразделений целесообразно иметь крупные цехи по переработке низкосортной древесины и отходов с объемом производства не менее 50—100 тыс. м3, а также транспортно-ремонтные, строительные, подсобные сельскохозяйственные, животноводческие и др. При наличии значительных площадей спелых древо-стоев, а также перспектив расширения рубок промежуточного пользования в объединении следует иметь один или несколько специализированных лесопунктов. При небольших объемах производства лесозаготовительные работы могут выполняться силами лесхозов.
Рассматривая вопрос о размерах лесохозяйственных предприятий и их структурных подразделениях, лесоустройство должно исходить из проектируемых на ревизионный период | видов и объемов лесохозяйственной и промышленной деятельности, соответствующих назначению лесов и целям выращивания. Оптимальные варианты решения должны предусматривать такие соотношения различных видов деятельности, при которых обеспечивается достижение главной цели лесохозяйственного производства — высокопродуктивного лесовыращивания, т. е. чтобы другие виды деятельности не подменяли, а дополняли основную лесохозяиственную деятельность.
Изменения и уточнения существующих границ лесхозов и лесничеств, обусловленные перспективными потребностями хозяйства, должны создавать большие удобства для управления и отвечать требованиям охраны леса. Необходимо при этом учитывать особенности пространственного размещения лесов, густоту и размещение дорог и населенных пунктов.
В многолесных районах, освоенных промышленной лесоэкс-плуатацией, следует стремиться к согласованию административно-хозяйственного разделения с эксплуатационными. Такое согласование облегчает оперативную деятельность по контролю за проведением лесоэксплуатации. Целесообразно, чтобы лесо-сырьевые базы лесозаготовительных предприятий не дробились между несколькими лесничествами, а территория лесничества целиком входила в состав эксплуатационного района.
С точки зрения удобства и действенности связей с местными административными органами важно, чтобы границы лесхозов и лесничеств находились в пределах установленных границ административных районов. В среднелесистых местностях границы лесхозов целесообразно совмещать с границами административных районов. В малолесных районах лесной фонд лесхоза может занимать территорию нескольких районов, однако не еле- ‘ дует допускать, чтобы в пределах одного района находились отдельные части нескольких лесничеств.
На основании закономерностей изменения размеров предприятий, анализа сложившихся на практике размеров и опыта передовых предприятий, а также соответствующих расчетов возможны такие оптимальные размеры предприятий лесного хозяйства, по Г. М. Киселеву (табл. 13).
В некоторых районах высокоинтенсивного развития комплексного лесного хозяйства организация лесоуправления может иметь специфические особенности. Так, в республиках Прибалтики, осуществляющих комплексное ведение лесного хозяйства, структура организации лесоуправления, как правило, характеризуется схемой леспромхоз (лесхоз) — лесопункт (лесничество) — мастерский участок. Здесь наблюдается более высокая дробность выделяемых единиц, отвечающая требованиям высокоинтенсивного лесного хозяйства. В Литовской ССР лесхозы площадью 20—30 тыс. га включают лесничества величиной 2—3 тыс. га. В Латвии при средней площади леспромхоза 60 тыс. га площадь лесопунктов — лесничеств не превышает 7—8 тыс. га, а мастерских участков 800—900 га.
Структура низового лесохозяйственного звена в настоящее время мобильна. На смену существующим обходам и техническим участкам, возглавляемым соответственно лесниками и участковыми техниками, приходят мастерские участки и во главе с мастером леса — низовым организатором всех лесохозяист-, венных работ на закрепленной за ним территории гослесфонда. В этом случае из структуры лесоуправления исключаются участковые техники, достигается приближение руководства к непосредственному исполнению при неизмеримо возрастающей роли мастера леса. Наиболее рациональное использование аппарата управления лесничеством достигается в тех случаях, когда на лесничего и его помощника приходится по 6—8 мастерских участков.
В особо интенсивных и небольших хозяйствах, например в пригородных лесах I группы, когда возникает необходимость организации специальной охраны леса, в составе мастерского участка могут быть организованы один или несколько обходов, возглавляемых лесниками, выполняющими функции охраны леса.
Большое значение для организации лесоуправления и оперативной деятельности по лесоохранению имеет постоянная связь между лесхозом и лесничествами. В освоенных средне-и малолесистых районах с высокой плотностью населения, густой сетью дорог и телефонной сети связь между структурными подразделениями и персоналом лесной охраны осуществляется по телефону. В многолесных районах, где административно-хозяйственные единицы занимают обширные площади при отсутствии или слабом развитии дорожной сети, связь осуществляется посредством радиостанций.
При составлении проекта организации и развития лесного хозяйства лесоустройство должно предусмотреть систему и средства внутрихозяйственной связи и соответствующие затраты на ее развитие и эксплуатацию. После разделения лесхоза на административно-хозяйственные единицы и единицы охраны леса, учитывая проектируемый объем, виды и территориальное размещение различных работ на предстоящий ревизионный период, лесоустройство должно определить потребности хозяйства в штатах инженерно-технических работников, лесной охраны и обслуживающего персонала по каждому лесничеству и лесхозу в целом.
•Для предприятий лесного хозяйства в настоящее время нет достаточно обоснованных нормативов численности работников управленческого аппарата. Поэтому лесоустройство должно руководствоваться при разработке данной части проекта организации и развития лесного хозяйства действующими штатными расписаниями, которые сложились на основе временных типовых штатов и их изменений.
При наличии в лесхозе или при проектировании на предстоящий ревизионный период ‘Крупных базисных питомников, лесосеменных плантаций или других специализированных хозяйств лесоустройство должно предусмотреть обеспечение затрат на содержание персонала, занятого в указанных хозяйствах.
Далее лесоустройство рассматривает вопросы кадров организации труда, решение которых определяется целями хозяйства, объемами и видами предстоящих лесохозяйственных работ. От правильного решения этих вопросов во многом зависит реальная выполнимость всего проекта организации и развития лесного хозяйства.
Расчеты трудовых затрат лесоустройство выполняет на основе укрупненных нормативов по соответствующим разделам проекта организации и развития лесного хозяйства. На основании опыта прошлой хозяйственной деятельности и проектируемых видов и объемов работ на предстоящий ревизионный период лесоустройство определяет ориентировочную потребность в кадрах постоянных и временных рабочих и их территориальное размещение в лесхозе. Установленные та^им образом численность и размещение постоянных рабочих, а также ИТР и лесной охраны являются основой для намечаемых объемов работ, размещения жилищного строительства и служебных наделов. После произведенных расчетов численности ИТР и лесной охраны, затрат на его содержание составляется смета административно-управленческих расходов, которая должна сопоставляться с расходами по этой статье на год лесоустройства.
Проектируемым расходам на лесоуправление лесоустройство дает экономическую оценку. При этом устанавливается размер управленческих расходов, приходящихся на 1 га лесной площади устраиваемого объекта. Важным показателем, характеризующим уровень интенсивности лесного хозяйства, является соотношение затрат на лесоуправление и общих расходов на капитальное строительство и операционные расходы. Необходимо также сравнить затраты на управление с ожидаемой суммой всех лесных доходов.
Рассматриваемые в совокупности эти показатели позволяют судить о том, насколько составленный проект организации ле-соуправления отвечает условиям и плану хозяйственной деятельности на перспективный период и в какой мере он согласуется с общими требованиями экономии труда и нормами затрат на управление хозяйством. Особое место в совершенствовании планирования и управления лесохозяйственным производством в связи с лесоустройством занимает применение экономико-математических методов и средств вычислительной техники.
Многофункциональный характер лесного хозяйства, длительность процесса лесовыращивания, взаимосвязи его с природно-климатичеокими условиями и естественными процессами роста насаждений обусловливают многочисленные сложности решения задач управления лесохозяйственным производством. Экономико-математические модели, описывающие процессы охраны и воспроизводства лесных ресурсов, являются мощными средствами решения задач по оптимизации процессов производства и управления в лесном хозяйстве. Для решения задач планирования и управления лесохозяйственным производством применяют конструктивные модельные разработки и соответствующие комплексы программ.
Необходимое условие эффективного использования экономико-математических моделей — включение их в технологическую цепь планирования и управления лесохозяйственным производством. Наличие соответствующей технической базы и достаточно большого количества программ позволяет перейти к созданию интегрированных систем обработки данных и автоматизированных систем управления. В этом направлении важна разработка АСУ охраны леса — одна из подсистем АСУ лесное хозяйство.
Организационная структура АСУ охраны леса включает сеть диспетчерских центров, работающих под управлением союзного или союзно-республиканского центра оперативного управления, которые осуществляют взаимодействие подразделений авиационной и наземной охраны лесов. Функционирование этой системы обеспечивает точный учет и прогноз горимо-сти лесов, оптимальное планирование, развитие и размещение лесопожарных служб, назначение оптимальных режимов ра-
боты подразделений авиационной и наземной охраны лесов, оперативное маневрирование силами и средствами пожаротушения, оценки результатов производственной деятельности и эффективности лесопожарных служб.
Основными компонентами технической базы АСУ охраны леса являются ЕС ЭВМ среднего класса с соответствующими им средствами телеобработки данных. Банк данных о лесных пожарах и централизованный фонд метеоданных служат информационной базой для решения основных задач оптимального планирования и управления охраной лесов.
Первая очередь этой системы функционирует применительно к авиационной охране лесов, как наиболее организованному и оперативному виду специализированной лесопожарной службы, обеспечивающей обнаружение пожаров на 92 % и тушение на 73 % охраняемой площади государственного лесного фонда.
Опыт реализации оптимальных схем и режимов работы авиалесоохраны, содержащихся в АСУ охраны леса в ряде районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, свидетельствует о существенном повышении обнаружения и своевременности тушения лесных пожаров, снижении размеров пройденной огнем площади, а также более рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов.