Сельское хозяйство

Агрономия и Агрохимия

Древоводство – Организация территории питомника

0 / 5 (0 голосов)

Дендрология 18.04.2016 Вебмастер

Просмотров: 252 Страница 7 из 34 Организация территории питомника   1. Организация территории. Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная...
kwork

Организация территории питомника

 

1. Организация территории.

Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная конфигу­рация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.

clip_image002

Рис. 1. Схема организации территории питомника: –

1 — посевное отделение с пикировочным участком и закрытым грунтом; 2 — производственные помещения; 3 — пруд; 4 — I школа деревьев и кустарников в пятипольном севообороте; 5 — III школа в семипольном обороте; 6 — II школа деревьев и кустарников в семипольном севообороте; 7 — резервные площади; 8 — маточный сад; 9— дороги магистральные; 10 — дороги внутриквартальные; 11 — прикопочный участок; 12 — номер поля в севообороте; 13 — номер квартала; 14 — столовая и клуб; 15 — защитная полоса; 16 — участок компостаОрганизация территории предполагает оптимальные размеры отделов питомников и севооборотных полей, которые являются основной структурной единицей. С их конфигурацией увязывают сеть дорог и расположение мелиоративной системы; пересечение полей дорогами допускается лишь в самых необходимых случаях. Размеры и формы полей севооборотов должны быть удобны для их обработки машинами, т. е. быть прямоугольными с соотноше­нием сторон 1:2 — 1:4 и длиной одной из сторон (длина гона трак­тора) 250 м для средних питомников и 500 м — для крупных.

Организация территории питомника определяется расположе­нием его отделов.

Отдел размножения, как правило, располагается на постоян­ном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника.

Telderi

Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.

Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в круп­ных питомниках также занимает постоянное место. В малых пи­томниках школы могут не иметь постоянного места, и это объяс­няется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.

Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на луч­ших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В средних и южных районах выде­лять I школу необязательно, она может включаться в один севообо­рот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития сажен­цев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.

Вторая и третья школы располагаются на остающихся площа­дях, отведенных под питомник.

Территорию питомника разбивают нередко не только на шко­лы и поля севооборотов, но большие поля севооборотов делят на более мелкие участки, именуемые кварталами, в которых разме­щают отдельные породы. Кварталы имеют одинаковую конфигу­рацию и размеры, между ними прокладывают лишь временные дороги, не препятствующие обработке почвы и уходу за растениями.

Административно-хозяйственный центр располагается у главного въезда в питомник. Подсобные помещения для хранения инвентаря, материалов и для укрытия рабочих во время непогоды необходимо иметь в каждом отделе.

Машинно-тракторный парк размещают в специальных гара­жах, для живой тягловой силы имеются конюшни.

Важную роль в организации территории питомника играют до­рожная сеть, мелиоративная сеть открытых канав и ветрозащитные полосы. Эти устройства относятся к капитальным и требуют вложе­ния больших денежных средств, поэтому при устройстве питомника (как и при его проектировании) очень важно распределить их рационально. Дороги, мелиоративные канавы и защитные полосы делят площадь питомника на замкнутые участки, и их важно распо­ложить так, чтобы они проходили по границам полей севооборотов.

Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка — магистральные, второго порядка — внутрихозяйственные и на полях севооборотов — временные.

Магистральные дороги с улучшенным покрытием (щебеноч­ные, асфальтовые, из плит) устраивают шириной 6—10 м. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам и школам питомника. Их размещение увязывается с основными осушитель­ными канавами.

Внутрихозяйственные дороги второго порядка обычно грунто­вые, шириной 4 —5 м, предназначены для подвоза грузов к от­дельным полям севооборотов. Обочины внутрихозяйственных до­рог используют для временного складирования удобрений, семян, саженцев, материалов.

Временные дороги на полях севооборотов, проложенные меж­ду отделениями (участками), предназначены для обслуживания непосредственно территории под посадками. Эти дороги должны иметь достаточную ширину (обычно около 2 м) для свободного прохода почвообрабатывающих орудий. В крупных и средних питомниках может устраиваться также окружная дорога, которая связывает все дороги на территории питомника. Для возможности маневрирования техники ее ширина должна быть не менее 5м.

Организация территории питомника предполагает наиболее рациональное размещение открытой мелиоративной сети — спе­циальных канав, собирающих и отводящих излишнюю воду с тер­ритории, имеющей уклон менее 2 %0. Количество канав, их ши­рина, глубина и расположение зависят от степени заболоченнос­ти и характера грунта. Их нарезка влияет на размеры полей, на­правление дорог, которые обычно приурочивают именно к мели­оративным объектам. Открытые мелиоративные канавы устраива­ют вдоль магистральных дорог и по границам участка.

Ветрозащитные полосы обычно располагают перпендикулярно направлению господствующих ветров. Основную полосу закладывают по границе питомника, внутри территории располагают вет­розащитные полосы, приуроченные в основном к дорогам.